I Музыкально-поэтический фестиваль
Вечер Алексея Александрова
Вечер "На Энцелад!"
Встреча "Время верлибра"
Творческий вечер Марии Сакович
Вечер "В начале было слово"
Встреча "Абсурд. Логика алогизма"
Вера Дорошина "Слова на ветру"
I Музыкально-поэтический фестиваль
Вечер Алексея Александрова
Вечер "На Энцелад!"
Встреча "Время верлибра"
Творческий вечер Марии Сакович
Вечер "В начале было слово"
Встреча "Абсурд. Логика алогизма"
Вера Дорошина "Слова на ветру"
Николай ЧЕТВЕРТКОВ
К Дню российской печати
По-разному относились пензенские газеты к введению в стране продразверстки и смертной казни в армии, к корниловскому мятежу и к включению кадетов после этого в состав коалиционного Временного правительства, но все принимали участие в подготовке к выборам в Учредительное Собрание. В это время эсеровская газета «Социалист-революционер», выходившая с 28 июля 1917 года, заявляла: «Мы требуем немедленной ликвидации войны и заключения мира!», «Мы требуем немедленной передачи всей земли трудовому народу!» А когда эсер А.Ф. Керенский, формируя осенью 1917 года новое коалиционное Временное правительство, опять включил в него кадетов, эта газета спрашивала: «Что Вы делаете, товарищ Керенский?»
И тут же заявляла: «Ваша политика неверия в силы демократии вызывает с нашей стороны ответное недоверие Вам. К чему это «братание» со ставленниками тех, кому завоевания революции не только не дороги, но идут явно во вред? И вот в этот решительный момент мы Вас громко спрашиваем, товарищ Керенский: кто Вам дороже: трудовой народ или буржуазия?»
А вот в оценке Октябрьской социалистической революции все пензенские газеты были едины. Местное руководство сразу создало Временный революционный штаб, которому «принадлежала вся власть в Пензенской губернии». Этот штаб запретил проведение в Пензе собраний, митингов, появляться людям на улице позднее восьми часов вечера, объявив город «на положении чрезвычайной охраны». Газета «Вестник губернского комиссариата» (так она стала называться) призывала население не признавать избранный Вторым съездом Советов Совнарком РСФСР во главе с В.И. Ульяновым-Лениным, всем встать на борьбу «за волю народа, за Учредительное Собрание».
Печатный орган губернского совета сначала сдержанно информировал читателей о первых декретах советской власти. Но уже 28 октября заявил: «Распоряжения лиц, временно захвативших власть в Петрограде, исполнению не подлежат». Большевиков газета называла «палачами свободы», глумилась над декретом о мире, призывала «всю армию, весь народ встать на защиту Учредительного Собрания».
Редактор газеты «Борьба» и председатель городской Думы меньшевик Н.С. Степанов в обращении к солдатам и рабочим писал: «Не верьте обещаниям большевиков! Обещание немедленного мира – ложь (Ленин уже сознался в этом). Обещание хлеба – обман. Обещание порядка, обещание земли – сказка!». Кадетская газета «Пензенская речь» назвала Октябрьскую революцию дворцовым переворотом большевиков, призывала население губернии участвовать в выборах в Учредительное Собрание, назначенных на 11 ноября 1917 года, не оказывать никакой поддержки советам рабочих, крестьянских депутатов. А чтобы не допускать их большевизации, «объединенные социалисты» начали издавать газету «Наш путь», сосредоточившую все внимание на выборах в Учредительное Собрание, которое отвергнет решения Второго съезда Совета, определит демократический путь развития России, сформирует коалиционное правительство без большевиков.
Редакция газеты «Социалист-революционер» заявила, что она «не признает новой большевистской власти». А 23 ноября это издание опубликовало обращение ЦК партии эсеров, в котором решения Второго съезда Советов объявлялись неправомочными, так как его заседание «покинули все социалистические партии эсеров и фронтовые делегаты, кроме большевиков и «плетущихся в хвосте социалистов-революционеров-максималистов». Когда же левые эсеры вошли в коалиционное двухпартийное правительство Совнаркома РСФСР, критика советской власти в «Социалисте-революционере» поубавилась. А вскоре эта газета и «Борьба» перестали выходить из-за экономических трудностей и отсутствия народной поддержки.
Вот в такой сложной политической обстановке пензенские большевики с 11 ноября 1917 года начали издавать газету «Голос правды», чтобы, по словам ее редактора солдата 140 пехотного полка В.В. Кураева, «довести до конца революцию в провинции». Первый ее номер вышел в день выборов в Учредительное Собрание и потому призывал читателей голосовать за список № 5 партии большевиков, знакомил их с ее политической, экономической и социальной программой. Учитывая, что губерния аграрная, «Голос правды» разъяснял земледельцам: «Советская власть ... обеспечивает безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов», «помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа». Знакомя читателей с «Декретом о земле», газета 19 ноября писала: «Сами крестьяне должны провести его в жизнь. Помещики и чиновники об этом не позаботятся. Землю надо брать организованно и спокойно. Никаких погромов! Никаких насилий!»
Второй и третий номера «Голоса правды» открывались призывами: «Да здравствует мир! Да здравствует рабочее и крестьянское правительство!» Газета информировала читателей о мирных переговорах с Германией, публиковала «Воззвание к немецким солдатам», открытое письмо Советского правительства к народам воюющих стран. Публикуя статью «Тайные договоры», газета утверждала: «Одетые в казенные шинели рабочие и крестьяне убедятся теперь, что не ради защиты родины гнала их в бой буржуазия, а ради земель и городов, которые приглянулись банкирам, фабрикантам и аферистам».
В статье «Долой погромы!» газета раскрывала их причину; сообщала о решении солдат 140 пехотного полка о привлечении к революционному суду участников «погромного движения темных и черносотенных масс». Призывая пролетариат к охране общественного порядка в Пензе, газета утверждала, что «организация Красной гвардии стоит перед рабочим классом, как очередная неотложная задача». А нужна Красная гвардия для борьбы с буржуазией, которая пускает в ход «сознательную дезорганизацию хозяйственной жизни, саботаж, забастовки, самую наглую клевету». Ярким доказательством этого являются «переживаемые события в Пензе».
Газета знакомила читателей с законопроектом о рабочем контроле, утвержденном Советом Народных Комиссаров; разъясняла, что «без разрешения выборных представителей от рабочих и служащих ... воспрещается приостановка предприятия, а также сокращения и изменения в производстве», для них «должны быть открыты все книги и документы, ... все склады и запасы материалов». А главное, подчеркивала газета, «решения выборных представителей обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь правительственной властью по предложению Центрального Учреждения Рабочего Контроля».
Как видим, настоящими хозяевами промышленных предприятий большевики считали рабочих. И «Голос правды» призывал их немедленно установить свой контроль на фабриках, заводах, железной дороге и на других предприятиях.
5 ноября 1917 года В.И. Ленин от имени Совета Народных Комиссаров обратился к населению России с призывом: «Товарищи рабочие, солдаты, крестьяне и все трудящиеся! Берите всю власть в руки своих Советов». И редакция газеты пензенских большевиков развернула кампанию за переизбрание совета военных депутатов, в котором преимущественно были меньшевики и эсеры. В обращении редакции к солдатам, в частности, говорилось: «Товарищи солдаты! Ваш совет против вас. Он не хочет подчиняться выраженной воле Пензенского гарнизона... Правые социалисты-революционеры и меньшевики хотят по-прежнему вести преступную политику».
Этот призыв был услышан. 6 и 7 декабря совет был переизбран. На выборах большевики одержали победу. На их стороне оказалось большинство и в совете рабочих депутатов. В результате 9 декабря 1917 года губернский совет рабочих солдатских и крестьянских депутатов возглавил руководитель местной организации РСДРП (б) и редактор газеты «Голос правды» В.В. Кураев. В руки большевиков перешел и его печатный орган – «Известия рабочих, военных и крестьянских депутатов», а редактором стал прибывший из Москвы А.И. Марьин. «Голос правды», в течение месяца вынесший на себе все трудности первого периода организации и агитации, перестал выходить». 13 декабря большевистская газета «Известия Пензенского Совета» в передовой статье заявила: «Образование революционного большинства в нашем Совете, само собой разумеется, не может не отразиться на всем ходе жизни. Центральным вопросом, как и везде, будет, конечно, вопрос о власти. «Вся власть Советам!» – наш лозунг. Он будет осуществлен».
Новая редакция «Известий Пензенского Совета» развернула агитацию за установление советской власти по всей губернии. В каждом номере она сообщала о создании советских органов управления, фабрично-
заводских комитетов, отрядов Красной гвардии, о национализации банков, промышленных предприятий, а также о борьбе пензенских рабочих с погромами и бандитизмом, организованными местной буржуазией, чтобы запугать обывателя и показать бессилие новой власти.
Считая, что газета – «не только коллективный пропагандист, коллективный организатор, но и коллективный организатор масс», пензенские большевики с первых лет советской власти выпускали общественно-политические издания для различных социальных слоев населения, учитывая их образовательный уровень. Созданный для этого при губернском совете комиссариат печати имел следующие отделы: издательский, бюро печати, надзора за печатью в пределах губернии, по продаже газет киосками, книжными магазинами совета, организации распространения газет по губернии. Возглавлял комиссариат А.В. Кутузов, закончивший Петербургский университет и Михайловское артиллерийское училище. Для содержания этого органа нужны были средства. Их нашли за счет введения 25-копеечного налога на все буржуазные газеты, в результате их продавали не по 35 копеек, как было раньше, а по 60 копеек.
Комиссариат печати национализировал газетные киоски. С 4 апреля 1918 года организовал выпуск ежедневной вечерней газеты «Молот» для жителей Пензы. На ее страницах постоянно велись рубрики «Рабочая жизнь», «Партийная жизнь», «Что происходит в Пензе», «Телеграммы», «По России», «О чем пишут». Газета публиковала небольшие по размеру, но содержательные материалы на местные темы, набирали их крупным шрифтом – в расчете на малограмотных читателей.
При активном содействии комиссара печати А.В. Кутузова с 25 апреля в Пензе начала работать радиостанция, размещавшаяся на улице Дворянской (ныне Красная), в маленьком домике между зданиями духовной семинарии и общежития. А.В. Кутузов подыскивал переводчиков, и «перехваченные» из Парижа, Константинополя, Лиона, Лондона телеграммы сразу же направлялись в местные газеты.
Комиссариат печати ввел строгие правила публикации распоряжений советской власти, декретов, постановлений Совнаркома, центральных комиссариатов, которые должны печатать все, без исключения, газеты и только на первых страницах. Нарушителей этих указаний привлекали «к суду за неподчинение власти рабочих и крестьян». По инициативе А.В. Кутузова губернский совет принял решение о национализации типографий. В результате перестали действовать частные типографии «Единение», епархиальная, продовольственного комитета и другие.
В апреле 1918 года, когда на деле осуществлялся «Декрет о земле», газета «местных корниловцев» – «Пензенская речь» призывала народ к свержению советской власти. Комиссариат печати закрыл ее за антисоветскую пропаганду. Но газета «объединенных социалистов» «Наш путь» продолжала лить грязь на советскую власть. В конце мая комиссариат печати принял решение: «Газета «Наш путь» закрывается за контрреволюционную пропаганду. Выпуск газеты под другим названием допущен не будет». По этой же причине была закрыта и эсеровская газета «Набат».
Иностранная интервенция в Россию, белочешский мятеж в Пензе обострили классовую борьбу в деревне. Второй губернский съезд советов признал необходимым организовать выпуск крестьянской газеты. А. Кутузов вместе с С. Давыдовым и А. Малышкиным с 30 июня начали выпускать «Пензенскую бедноту», обращавшую внимание на сохранение хлебной монополи и твердых цен на хлеб, на проведение учета предстоящего урожая, на изъятие зерна у зажиточных крестьян. А.Малышкин публиковал на страницах этой газеты очерки, фельетоны, юморески, «агитраешники».
Летом 1918 года Пензенская губерния стала прифронтовой зоной. При губернском совете создается отдел прифронтовой агитации, а газета «Пензенская беднота», сменив свое название на «Ополчение бедноты», становится его печатным органом. Газета разоблачала действия кулаков, пытавшихся сохранить прежние порядки в деревне; сообщала о первых успехах Красной Армии, об уходящих на фронт местных ополченцах. В сентябре 1918 года, когда ее редактировал В.В. Кураев, председатель ВЦИК Я.М. Свердлов прислал телеграмму: «Ваша газета ... ведется образцово».
В связи с отступлением Восточного фронта за Урал газета «Ополчение бедноты» с 101-го номера вновь стала называться «Пензенская беднота». А с 16 декабря 1918 года вместо «Молота» и «Пензенской бедноты» губком РКП (б) стал издавать газету «Пензенская коммуна». Это название лучше соответствовало политике военного коммунизма, проводимой большевиками в годы гражданской войны.
Комиссариат печати занимался и организацией уездных изданий. Из Пензы отправлялись шрифты в Керенск (ныне Вадинск). 17 апреля «Известия Пензенского Совета» сообщали: «На ближайших неделях в Мокшане начнут выходить «Известия Мокшанского Совета». Губернский комиссар по делам печати тов. Кутузов поручил организацию газеты в Мокшане тов. Малышкину, разрешив ему реквизировать для нужд газеты одну из находившихся в Нижнем Ломове частных типографий». В результате с 1 мая 1918 года начала выходить газета «Известия Нижнеломовского Совета крестьянских, рабочих и военных депутатов», с 5 апреля – «Известия Чембарского Совета рабочих, крестьянских депутатов», в ноябре переименованные в «Прометей». Эту газету один год редактировал П,И. Зевалкин – известный советский писатель П.И. Замойский. К концу 1918 года появились газеты «Известия Наровчатского уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», в Керенске – «Советская газета», в Спасске – «Красный пахарь».
Серьезно занимался комиссариат печати организацией газет для красноармейцев и для военнопленных. С 24 марта 1918 года социал-демократы-интернационалисты выпускали газету «Освобождение мира», выходившую сначала на немецком, а потом и на чешском языках. Редактировали ее немец А. Шлиссер, мадьяр П. Маркус, югослав Б. Сигизмундович. В ее первом номере военнопленный австриец Г. Обштеттер так писал об интернациональном митинге в честь годовщины февральской революции, проходившем в Народном доме: «Радостно было видеть, как все национальности Австро-Венгрии и Германии охвачены были одними и теми же интернациональными мыслями... В первый раз слушали мы, пленные, искренние и братские слова из уст русских».
Через неделю – 31 марта – в Пензе появилась венгерская революционная газета «Мировая свобода». Сначала ее выпускала организация военнопленных социал-демократов-интернационалистов, а с 12 мая – международная организация социалистов иностранных рабочих и крестьян. «Нашей целью являются: всеобщее счастье, братство народов и получение народами всех прав», – заявлялось в номере этой газеты за 7 апреля. Хотя вышло всего 14 номеров, но они сыграли важную роль в сплочении солдат-мадьяр, в привлечении их на сторону советской власти, что особенно проявилось во время бело – чешского мятежа в Пензе.
Первый номер газеты «Чешско-словацкая Красная Армия» вышел 12 мая на русском и чешском языках. «Номер составлен прекрасно, благодаря работе опытных сотрудников, вышедших из той же среды, для которой газета и сделана», – отмечала редакция газеты «Молот».
А 14 июля 1918 года читатели увидели первый номер газеты «За свободу», имевшей целью «сплотить Пензенский интернациональный гарнизон». Материалы в этом издании публиковались на русском, чешском, немецком, венгерском, сербском, польском и латышском языках, чтобы «каждый красноармеец, к какой бы национальности он ни принадлежал», мог читать газету на своем родном языке. Среди авторов этой многонациональной газеты были известные пензенские журналисты – А.И, Марьин, А.В. Кутузов, а также военнопленные А. Гельц, Ф. Файкус.
С 31 августа, когда Восточный фронт вплотную приблизился к Пензенской губернии, газета «За свободу» сменила название на «Красную Армию» и стала военно-агитационным печатным органом губернского комиссариата по военным делам прифронтовой полосы. Приложения к «Красной Армии» публиковались на немецком, венгерском и латышском языках, а редактировали их А.Шлиссер и М. Квесис.
Интернациональная печать, издававшаяся пензенскими властями, сыграла важную роль в воспитании военнопленных. Многие из них вступали в «Первый Пензенский чешско-словацкий революционный полк», храбро сражавшийся с белогвардейцами на Урале, в Сибири.
Подводя итог, можно констатировать, что в царской России печать являлась лишь атрибутом власти, не играя ни малейшей роли в общественной жизни страны. Пензенская губерния в этом смысле, естественно, не была исключением.
Лишь после Февральской революции в Пензе появилась по-настоящему демократическая печать, выражавшая и защищавшая интересы буржуазного Временного правительства, политических партий, образовавшихся органов народовластия – советов рабочих, военных и крестьянских депутатов, то есть разных социальных слоев населения.
Большевики, придя к власти, в свою очередь, использовали печать в качестве коллективного пропагандиста, агитатора и организатора трудящихся масс. А затем, как действенный инструмент управления этими массами и борьбы с оппозицией, щедро пользуясь при этом богатым опытом царской власти. Как говорится, ничто не ново под луной.
«Новая социальная газета», №4, 7 февраля 2019 г. Публикация размещена с разрешения редакции «НСГ». Адрес редакции «Новой социальной газеты»: г. Пенза, ул. К. Маркса, 16. Тел./факс.: 56-24-91, 56-42-02, 56-42-04.
Алина Викман. "НЕ ЗИМА"
Миша Хорев. "ГИМНАСТКА"
Михаил Мамаев. Амбротипия